# @ Антарктида-фабрика льда.

# @ Антарктида-фабрика льда.

0Антарктида-фабрика льда.
На ледяной купол Антарктиды, льды и горы Гренландии, на все арктические и антарктические острова и континенты каждую зиму выпадает очень много снега.

Свежий снег пушист и легок: кубометр его весит всего лишь 70-80 килограммов. Но проходит некоторое время, снег уплотняется, становится тяжелей. Весной, накануне половодья, такой же объем снега- в наших средних широтах тянет уже на 500-600 килограммов, почти в десять раз больше.

Когда снега много, он так сильно уплотняется, что становится крупнозернистым. Такой крупнозернистый снег у специалистов получил даже собственное имя — фирн. Еще более уплотняясь, фирн превращается в глетчерный лед («глетчер» с немецкого — «ледник»). Так образуются вечные ледники на вершинах высоких гор в Гренландии, Арктике, Антарктиде. С каждым годом снега и льда накапливается там все больше и больше. Но значит ли это, что ледяные и снеговые горы могут расти бесконечно?

Нет. Происходит естественный процесс равновесия: сколько прибывает

нового снега и льда, столько же и расходуется старого. Под влиянием силы тяжести лед на местности сползает с высоких участков в низкие. Наблюдения в Антарктиде показывают, что в центральных областях континента льды передвигаются со скоростью 400-500 метров в год, а в окраинных районах — в два раза быстрее.

Достигнув края материка, ледяная масса продолжает двигаться по подводной материковой отмели — шельфу. Когда движущийся лед «теряет почву под ногами», он зависает на воде, в это время раздается сильный грохот: это от массива отламывается и падает в океан, вздымая большие волны, тучи брызг и ледяной пыли, ледяная глыба.

Вот что рассказывает В. Котляков, бывший директор Института географии РАН, свидетель одного из таких событий: «Летом 1957 года у края ледяного обрыва стоял под разгрузкой дизель-электроход «Лена». В одну из светлых летних ночей я в числе других зимовщиков работал в одном километре от места разгрузки, где мы складывали материалы, доставляемые с «Лены». Внезапно среди ночи до нас донесся шум: обвалилась небольшая часть ледяного барьера как раз у борта корабля. Вместе с сотнями тонн снега и льда в воду полетели грузы и девять человек — бригада, работавшая непосредственно у борта корабля. Спасательный катер вскоре подобрал семь человек, отделавшихся легкими ушибами. Лишь через несколько часов удалось найти еще двоих, но вернуть их к жизни оказалось невозможным».

Эта трагическая ночь показала, как коварны полярные льды, особенно в момент образования айсберга.

Хорошо еще, что обвалился лишь небольшой кусок льда. Но часто откалываются глыбы весом в миллионы тонн. Они-то и бывают причиной непоправимых стихийных бедствий.

Морские течения подхватывают айсберги и увлекают далеко от места рождения. Так начинаются скитания льдин — плавающих островов. Без руля и без ветра, повинуясь лишь течениям, плавают они по морям и океанам, пока не растают, попав в теплые районы.

У айсбергов всевозможные размеры и разнообразная форма. Есть айсберги, имеющие вид огромных величественных ледяных гор. Некоторые из них занимают площадь в сотни и даже тысячи квадратных километров. Через плавучие льдины малых размеров с шумом перекатываются морские волны. Моряки называют их «ворчунами».

Страшную опасность представляют айсберги для судов и подводных лодок. Чтобы избежать опасной встречи, их стараются обнаружить с воздуха. Есть прибор, устанавливаемый на борту самолета. Он весьма чутко улавливает местонахождение ледяной глыбы, и командир патрульной воздушной службы по радио сообщает об опасности капитанам судов.

Некоторые статьи

Нет комменатриев

Оставить комментарий