# @ Жала огненных змей. Молнии. Часть 3

# @ Жала огненных змей. Молнии. Часть 3

359

0Жала огненных змей. Молнии. Часть 3
Две тысячи лет назад римский философ Луций Сенека говорил, что за время грозы «звезды как бы нисходят с неба и садятся на мачты кораблей».

Громоотвод в виде позолоченной верхушки мачты был известен в Египте за 1300 лет до нашей эры. Но понадобились столетия, чтобы человечество оценило его значение и вновь поставило себе на службу. Благодаря громоотводам спасены тысячи человеческих жизней, предотвращены многомиллионные потери.

Современные громоотводы весьма надежны. Недавно появились радиоактивные громоотводы. На их верхушке помещена ампула с радиоактивным кобальтом-60. Он излучается, и вокруг вершины громоотвода создается слой ионизированного воздуха, что и делает его электропроводным. В радиусе 200 метров становится легче «выловить» молнию из туч.

Вместе с тем ущерб от молний все еще велик. Удары грома обрушиваются на города. Жала огненных змей поражают средства связи, линии электропередач, телевизионные мачты, высокие трубы промышленных предприятий и дома. Часто они являются причиной лесных пожаров, костров на полях, огненных факелов в деревнях и селениях. Разряды молний опасны и для людей.

18 августа 1964 года огненный змей поразил ракету, с помощью которой в США предполагали вывести в космос двухместный космический корабль. От удара молнии произошло короткое замыкание в электронных приборах системы управления. Полет космонавтов пришлось отложить.

Известен, например, случай, когда на самолете разряд молнии вызвал пожар. Экипажу удалось справиться с огнем и благополучно приземлиться. Или другой случай. Пролетая вблизи города Мары, транспортный самолет был «атакован» молнией на высоте 3900 метров. При осмотре в Самарканде пилоты увидели следы, оставленные молнией — расплавленные заклепки.

А вот что рассказывали о встрече с огненным змеем пассажиры реактивного лайнера. «Мы летели в густом тумане. Внезапно ритмичное гудение двигателей сменилось сильным треском — это в обтекатель самолета ударила молния.

Никто не пострадал. Экипаж не потерял присутствия духа. Лайнер благополучно приземлился в аэропорту. При осмотре обнаружили, что в ряде мест на полированной поверхности электрический разряд оставил следы оплавления».

Недавно в Вене прохожие были свидетелями весьма курьезного происшествия, вызванного «шуткой» молнии. Ее удар пришелся в антенну стоявшего у тротуара автомобиля. Сильный разряд тока включил стартер. Машина двигалась по улице до тех пор, пока не натолкнулась на стену и не разбилась.

Визитные карточки молний выглядят весьма красочно. Однажды во время грозы в Москве была сфотографирована вспышка веера молний. Молниеводом разряда оказался шпиль высотного здания МГУ на Ленинских горах.

В море молнии иногда подобны светящемуся смерчу. Один из туристов как-то сфотографировал такой смерч с борта лайнера «Алексей Толстой». Для этого ему не понадобилось ловить момент разряда. При открытом затворе фотоаппарата молния «сфотографировалась» самостоятельно.

За молниями «охотятся» исследователи атмосферы, энергетики, занимающиеся проблемами высоких напряжений, связисты и авиаторы. Разряды молний изучают. Их фотографируют в горах, на земных и морских просторах. Сейчас ученые многих стран работают над проблемой, как «запрячь» молнию, заставить ее работать на человека.

 

Нет комменатриев

Оставить комментарий