Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 7

Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 7

572

4Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 7
Особо рассматривает Флоринский вопрос об умственном развитии женщин и полагает, что существует «женский склад мозга», который так же наследуется, как женские особенности анатомии и физиологии. Он останавливается и на социальных условиях жизни женщины. В заключение он заявляет, что при изменившихся к лучшему обстоятельствах женский мозг будет работать не хуже мужского .

Далее Флоринский переходит к рассмотрению вопроса об «условиях, содействующих изменению человеческой природы» в целях улучшения ее. Усовершенствования требуют: здоровье, красота и психические свойства — умственные и нравственные. Что касается здоровья, то женитьба «по эгоистическому расчету» нередко идет в ущерб потомству — мысль, которую Флоринский не раз повторяет и которую он развивает дальше подробно.

Понимание красоты зависит от сложившихся представлений данного сословия, народности и т. д. Например, «пикантная красота нашей светской барыни, с ее бледным личиком и сухощавым сложением, для купеческого вкуса будет ниже всякой посредственности» .

Флоринский видит связь красоты с половым отбором, прямо ссылаясь на Дарвина .

Стремление поднять уровень умственного и нравственного развития достигается, по Флоринскому, «как индивидуальным умственным трудом, так и наследственной передачей выработанной таким образом способности к умственному труду, при благоприятствующих половых сочетаниях». Тут, очевидно, имеет место смешение представлений о наследовании приобретенных свойств с идеей

о благоприятном влиянии удачной гибридизации, что не способствует ясному пониманию проблемы.

Далее Флоринский переходит к вопросу о влиянии «внешних условий» на возможность изменения «породы». Он обращает внимание на физическую и нравственную неразвитость угнетенных и униженных групп населения. «Нам должны казаться дикими претензии тех цивилизаторов, которые, под видом благодеяния, стараются распространить европейское просвещение огнем и мечом. Разорение и рабство служат первым шагом к вырождению нации. Поэтому цивилизация, внесенная в страну таким путем, естественно, не может служить стимулом для развития туземных сил, а скорее рассадником для распространения сил внешних, пришлых, разрастающихся здесь в прямой ущерб национальному, туземному развитию» . Эти правдивые слова сохранили свое значение и в наше время.(Продолжение следует)

 

Нет комменатриев

Оставить комментарий