Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 3

Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 3

621

7Василий Маркович Флоринский (1834—1899). Часть 3
«Корень народного здоровья»

Обратимся теперь к книге Флоринского. В начале ее говорится: «Народ и правительство хлопочут об уничтожении миазм (т. е. заразных болезней.— И. К.), о доброкачественности съестных припасов, о здорово- сти жилищ и пр., но, к удивлению, так мало обращают внимания на корень народного здоровья — на гигиену бракосочетания… В этом отношении гораздо более обращено заботы на домашних животных, чем на человека»,— и Флоринский указывает на улучшение пород рогатого скота, овец, лошадей, собак, даже кур, голубей и прочих животных используемых для этого

«существуют целые учения, тратится столько внимания, и, действительно, цель достигается. Систематически взлелеянные породы животных изумляют нас своим совершенством, между тем как человек в последовательных генерациях скорее размножает болезни и физическую слабость, чем совершенствуется». Флоринский высказывает здесь, собственно, мысль Дарвина, не ссылаясь на- него. В развитие этой идеи, в сущности, и написана книга нашего медика. Это книга о принципах рационального воспроизведения человеческого рода, если можно так выразиться, вернее, о первых подходах к построению медицинской генетики,, которая сто лет тому назад еще не существовала и в проекте.

Флоринского, как и Ф. Гальтона (которого, по-видимому, первый не знал), заботит вопрос об охране наследственного здоровья человеческого рода. Он указывает, что такое улучшение возможно при удачном «подборе супругов», и сожалеет, что это происходит только «случайно», без «попечения» знающих людей, мы бы сказали — без медико-генетической консультации. Флоринский считает, что наука уже имеет достаточно данных, применение которых в жизни позволило бы «более или менее рассчитывать на сознательное улучшение породы, устраивая браки не по одному безотчетному влечению полов, тем более не из одних корыстных видов, а более или менее соображая данные для воспроизведения лучшего потомства»  Из дальнейших слов Флоринского видно, что его прежде всего интересует здоровье и красота потомства. Об одаренности, талантах сн пока молчит. Вероятно, он полагал, что в «здоровом теле — здоровый дух», согласно латинской поговорке, и этим пока что удовлетворялся.

Брак с физиологической и гражданской точки зрения имеет целью воспроизведение потомства, считает Флоринский. Он возражает против ‘Иных точек зрения, ищущих в нем личное удовольствие или личную пользу. Мысль о заведомо бездетном браке ему и в голову не приходит. Он сетует лишь о вреде для потомства тех браков, когда родители не знают или не считаются с тем, что свойства детей прежде всего зависят от наследственности. «Поэтому неудачно сочетавшимся родителям нередко приходится сетовать на то, что бог не наградил их хорошими детьми, не соображая того, что неудача воспроизведения зависит не от судьбы, а от бестолковой женитьбы». Собираясь знакомить читателей с «общими условиями усовершенствований и вырождения человеческого типа, насколько позволяет это сделать новость предмета», автор считает, что этот предмет «до сих пор не разработан», «даже не тронут». Этим объясняется, считает Флоринский, что многое в этой книге будет гипотетичным, а в силу краткости текста изложено лишь в виде очерка. Флоринский, очевидно, считал себя пионером в новой, почти не исследованной наукой области. И он действительно был таковым: он не знал работы Менделя и Гальтона, впервые выступивших в науке в области генетики в 1865 и в 1866 гг. Из больших книг Дарвина Флоринский мог знать лишь «Происхождение видов» (1859). Э. Геккель опубликовал свой труд «Общая морфология» лишь в 1866 г. В 1866 г., когда вышла книга Флоринского, рождения генетики как науки, нужно было ждать еще 35 лет, и тем более неведомы были пути будущей генетики человека. Мы увидим из дальнейшего, сколь скудным научным багажом пришлось Флоринскому располагать, развивая свою тему.

Заканчивая введение своей книги, Флоринский кратко поясняет содержание ее. Прежде всего, пойдет речь об изменчивости и совершенствовании человеческого типа вообще. Затем о наследственности и ее значении. Далее об условиях, содействующих улучшению человеческого рода. В конце книги — о вырождении и условиях, содействующих ему.(Продолжение следует)

 

Нет комменатриев

Оставить комментарий