# Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 6

# Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 6

0
Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 6

Духовность, которую проповедовал Шанкара, тоже „холодна”, лишена сострадания к человеку. Через человека у него действует универсальная душа. Наивный реализм мистики и ритуалов Вед замещается Шанкарой ,•,интеллектуальным” истолкованием, основанным на абсолютном идеализме. Единство, как нераздельность богов, природы и человека, находит свое продолжение в абсолютном единстве — в Брахмане, в признании призрачности природы и человека на фоне этой всеохватывающей реальности.При этом Шанкара, следуя традиции Вед, использует способ разного рода уподоблений, сопутствий, отождествлений и т. д. для обоснования своей Адвайты-Веданты — абсолютной, единой и недвойственной системы.

Состояние высшего совершенства нечто индивидуальное, личное начало отождествляется, сливается с „общим”, как высшим, божественным началом. Это кардинальнейшее положение Вед проводится Шанкарой наиболее последовательно. „Решивший „Я — это тело” живет, увы, в заблуждении, — утверждал Шанкара и продолжал: — Я — сам Брахман”.

Одно из главных положений в системе Шанкары — тождество человеческой души и Брахмана, утверждение необходимости ее слияния с этой высшей реальностью, которая уже сама, по мнению адвайтиста, есть Знание (Видья). Шанкара руководствуется здесь знаменитым изречением Чхандогья Упанишады, гласящим: „Ты есть то”.

„То” — в упанишадах носит имя Брахмана. „Ты” — Атман, или то, что человек познал в себе как опору собственного существования в зависимости от „просветленности”.

С точки зрения изречения „Ты есть то” Атман может быть определен следующим образом. Это то постоянное, что нашел человек в себе и в изменчивом окружающем его мире и почитает как вечный и неизменный Брахман. При неизменной сущности Атмана понимание его преобразуется и углубляется по мере познания Брахмана — „Ты есть то”. Кроме этого, пожалуй главного, в Веданте почитаются еще три великих афоризма: „Этот Атман — Брахман” — Мандукья Упанишада; „Познание Брахманом” — Айтарея Упанишада;

„Я есть Брахман” – Брихадараньяка Упанишада.

В монистическом учении Адвайты-Веданты Шанкары истинную природу Брахмана составляет абсолютное знание или абсолютный разум, пребывающий всегда неизменным (то есть абсолютное бытие).

Выше уже отмечалось о схожем „магическом” моменте в Ведах: приравнивание знания о каком-либо природном или божественном явлении к этому явлению есть овладение явлением и осуществление знания. Шанкара как бы снова, но уже на „высшем” — теоретическом — уровне восстанавливает древнюю магию; он доводит этот момент до конечного логического завершения. Так как познаваемое „явление” и есть само знание, то подобное „овладение” приводит к слиянию со знанием. Познавший знание сам становится знанием, то есть Брахманом. Поэтому-то реальнее Брахмана и быть ничего не может, заключает Шанкара. В ведантистской литературе на этот счет есть следующий пример. Божество, увидев собственное отражение в зеркале, очаровывается им и наделяет его сознанием. В результате зрительный образ принимает себя за самостоятельное, отдельное от оригинала существо. Только после разочарования (то есть после познания истинного хода вещей — осознания единства с оригиналом и самоустранения) отражение может опять достичь истинного божественного сознания (опять стать богом). (Продолжение следует)

Нет комменатриев

Оставить комментарий