# Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 7

# Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 7

0
Страницы истории индуизма. Шанкара— теолог индуизма. Часть 7

Абсолютное бытие — сат, абсолютное знание — чит. Они нераздельны. Адвайта- Веданта подобно древней магии Вед также провозглашает единство знания и существования. Причем каждому уровню знания соответствует и определенный уровень существования. Согласно Шанкаре, при восприятии внешнего мира происходит самооб- наружение не только сознания, но и существования (в данном случае явлений мира), которое тоже обнаруживает, проявляет себя.

Отсюда Брахман, как абсолютное бытие, есть самообнаруживающееся сознание. Именно „самообнаружение” полагается в Адвайте-Веданте отличительным признаком, благодаря которому бытие отличается от небытия. То, что не существует(например, сын бесплодной женщины), не может проявиться.

личность действует универсальное. Безличность есть условие соединения с божеством — Брахманом.

Третий атрибут Брахмана — ананда. Это чистая радость, „религиозное блаженство”, абсолютное наслаждение абсолютным сознанием и абсолютным существованием. Только в сат и чит есть ананда. Нераздельное сат—читананда постигается в состояний самадхи (наивысшей степени отрешенности от мира).

Проявление Брахмана в той или иной конечной определенной форме Адвайта- Веданта провозглашает плодом деятельности майи — своеобразной силы, которая неотделима от Брахмана, как обжигающая сила огня, по словам Шанкары, неотделима от самого огня. Эта-то сила и проявляет Брахман в пребывающем и конечном мире, никак, впрочем, не действуя на сущность Брахмана. Почему возможен подобный ход вещей? На этот вопрос Шанкара отвечает только то, что „так оно есть”. Здесь обозначиваются границы познания. Знать майю (иллюзию), которая часто отождествляется с авидьей (незнанием), невозможно. Шанкара говорит: „Кто хочет узнать авидью, подобен человеку, стремящемуся увидеть темноту посредством факела”. Можно лишь подняться над авидьей (майей) и ждать, пока она прекратит оказывать свое влияние. Здесь налицо неразрешимая трудность в понимании отношений между Брахманом и майей. Шанкара не рассматривает вопрос о том, зачем всесильному, бесконечному и абсолютному Брахману создавать конечный мир не самому, а с помощью иллюзии, незнания. В самом деле, подобное исследование ставит под сомнение совершенство Брахмана, поскольку он так или иначе зависит от того, что способно его исказить, — от майи. (Продолжение следует)

Нет комменатриев

Оставить комментарий